Как уберечь ребенка от зависимости

 

Для начала дадим определение слову “зависимость”.

  1. Зависимость – это острая потребность человека совершать определенные действия. Любой из видов зависимости мешает человеку жить, работать, учиться, отдыхать.

Зависимость бывает химическая и нехимическая.

К химическим зависимостям относятся, прежде всего, наркомания и курительные смеси (спайсы), алкоголизм, никотиновая зависимость, токсикомания, лекарственная зависимость.

К нехимическим (или поведенческим) видам относятся: азартные игры (гэмблинг), информационные зависимости (телевизионная, компьютерная, интернет-зависимость), спортивная зависимость. Существуют такие зависимости, как трудоголизм и перфекционизм – стремление во всем быть лучшим.

Курение табака следует считать самым распространенным из видов зависимости. Отсутствие привычной дозы никотина вызывает неврозы, агрессию, раздражительность и даже физическое недомогание.
Привыкание к алкоголю происходит постепенно.
Наркотическая зависимость возникает практически с первого раза употребления химических препаратов и вызывает галлюцинации, ступор, нечувствительность к боли.
Очень опасной является игровая зависимость, т.к. приводит к потере всех денежных средств. Компьютерная зависимость и телемания имеет немало вредных последствий. Малоподвижный образ жизни ведет:

1) к нарушениям осанки, которые приводят к изменению скелета,

2) ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания и пищеварения,

3) “падает” зрение,

4) появляются проблемы с лишним весом.

5) Продолжительные компьютерные игры также отрицательно влияют на детскую психику: ребенок может стать раздражительным, агрессивным, неуправляемым.

Симптомами компьютерной зависимости можно считать следующие перемены в поведении подростка:

ребёнок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере;
по 6-10 часов проводит за компьютером;
у ребёнка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
ребенок начинает вас обманывать; пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером; начинает хуже учиться; теряет интерес к школьным предметам;
во время игры начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;
становится более агрессивным;
трудно встает по утрам; большую часть времени находится в подавленном настроении; ощущает эмоциональный подъем, только когда садится за компьютер.

Вот некоторые советы взрослым, которые помогут свести к минимуму негативное воздействие компьютера на ребёнка:
Никогда сами не усаживайте ребенка перед компьютером, какой бы увлекательной, на ваш взгляд, ни была бы игра. Психологи и доктора не рекомендуют сажать за компьютер ребенка до 4 лет. С 5-6 летнего возраста можно на 20-30 минут включать детям развивающие игры. Детям с 7 лет можно проводить за компьютером без вреда для здоровья 60 минут, в 10-12 лет – 2 часа, подросткам в возрасте до 16 – не более четырех часов (при условии, если эти часы будут поделены на порции по 30-40 минут, а между ними будет перерыв в 1,5 часа).
Старайтесь по максимуму заменять общение ребёнка с компьютером детским творчеством, таким как лепка, аппликации, рисование, а также любыми развивающими играми для детей.

  1. Вместо компьютерных баталий вовлекайте подростка в активные игры. Ребят постарше запишите в спортивные секции, кружки, на тренировки, помогите подростку найти занятие в соответствии с его интересами. Конечно, от родителей потребуется некоторое время, чтобы не только увлечь, но и поддержать интерес ребёнка к выбранному занятию.
  2. Поощряйте общение вашего ребёнка со сверстниками: реальное общение не может заменить виртуальное, а настоящих товарищей не могут заменить онлайн-друзья.

Не забывайте это делать и сами. Даже если ваш ребёнок предпочитает больше времени “общаться” с телевизором, у вас есть все шансы заинтересовать его общением с собой, со сверстниками. Для начала придётся выучить всех известных мультяшных героев (хотя бы для того, чтобы вы могли говорить о том, что интересно вашему ребенку). Но постепенно разговоры о черепашках-ниндзя можно будет переводить в реальную плоскость: о героях книг, друзьях во дворе.
Учите ребенка наслаждаться природой. По возможности максимум свободного времени проводите на улице. Играйте в подвижные игры, наблюдайте за интересными природными явлениями. Постарайтесь превратить каждую прогулку в увлекательную игру. Ведь какой бы интересной ни была телепередача, пощупать и попробовать на вкус то, что показывают, нельзя. А в реальной жизни столько разнообразных ощущений!
Читайте книги. Привить любовь к чтению могут только родители. Выбирайте увлекательную приключенческую литературу, читайте книги вместе с детьми. Пусть встреча с книжными героями станет более важной, чем встреча с телеперсонажами. “Испокон века книга растит человека”, - гласит народная мудрость. Основное правило, которое поможет родителям справиться с телеманией, - это неподдельный интерес к жизни ребенка. Если родители становятся лучшими друзьями ребенка, телевизор неизбежно уходит на второй план.
Родители должны обязательно знать, какие сайты посещает ребенок, сколько времени он проводит в виртуальном пространстве, какими компьютерно-игровыми дисками пользуется. Компьютер, кроме прочего, может предоставить детям безграничные возможности для творчества: это - редактирование фотографий, монтирование собственных фильмов, написание музыки и книг.

  1. А теперь несколько слов о признаках возможной наркотизации подростка.

а) Психологические:

  • Неожиданные перемены настроения: от радости к унынию, от оживления к заторможенности;
  • Проявление необычных реакций: “взвинченное” состояние, раздражение, агрессивность, чрезмерная болтливость;
  • Потеря интереса к прежним увлечениям - спорту, хобби;
  • Самоизоляция в семье: ребенок начинает избегать родителей, не участвует в семейных делах;
  • Снижение успеваемости, участившиеся прогулы занятий;
  • Кражи из дома и вне дома, частое выпрашивание денег у родственников, наличие больших денежных сумм без объяснения их появления;
  • Нарастающая скрытность и лживость;
  • Неряшливость: подросток не заботится о гигиене и смене одежды. Он предпочитает носить вещи с длинными рукавами в любую погоду;
  • Потеря прежних друзей, частые, но короткие и туманные разговоры с одним и тем же узким кругом приятелей;
  • Ухудшение памяти, рассеянность, неспособность мыслить критически, объяснять причины своих поступков;
  • Безынициативность, “потухшие” глаза, разговоры о бессмысленности жизни.

б) Физические признаки:

  • Потеря аппетита или, наоборот, приступы “волчьего” аппетита;
  • Чрезмерное расширение или сужение зрачка;
  • Нехарактерные приступы сонливости или бессонницы;
  • Повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью;
  • Бледность, отечность, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке;

Быстро портящиеся зубы;

  • Синяки, порезы, ожоги от сигарет, следы уколов в районах вен на руках.
  1. Наблюдение за ребенком.

Если вы хотите понимать состояние своего ребенка, вам необходимо научиться думать, как он. Для этого полезно вернуться ко времени, когда произошел ваш собственный первый контакт с психоактивными веществами, например, с табаком или алкоголем. Постарайтесь воспроизвести опыт тех лет. Вспомните свои убеждения, поведение родителей.
Подростку важно знать, что он может вам доверять. Вы обретёте его доверие, если будете более открыты своему прошлому опыту.
Для разговора об употреблении психоактивных веществ (табака, алкоголя и наркотиков) должен быть создан соответствующий контекст.

  1. Примеры построения диалога с подростком:

Отец: ты когда-нибудь курила?

Дочь: М-м-м...

Отец: Я курил довольно много.

Дочь: Да?

Отец: Я думаю, что тратил почти все карманные деньги на сигареты.

Дочь: Хм...

Отец: Я не считал курение опасным. А как часто тебе приходилось курить?

Дочь: Мне? Один или два раза. Потому, что все это делали. Но мне не понравилось.

Отец: Я рад! Тут нечему нравиться.

Можно сказать, что спокойный и рассудительный тон отца располагает дочь к доверительной беседе.

VII. Рекомендации:

Попросите ребенка объяснить, что его заботит. Не торопите с ответом. Дайте ему время подумать.

Не навязывайте ребенку свои взгляды и не судите его.

Говорите о себе, чтобы ребенок легче говорил о себе.

Умейте слушать, чтобы понять, чем живет ваш ребенок, каковы его мысли и чувства.

Когда вы говорите о психоактивных веществах с ребенком, не игнорируйте сторону удовольствия. Вам необходимо помочь ему сделать выбор между непродолжительным удовольствием и длительными, часто необратимыми отрицательными последствиями.

В настоящее время разработаны и реализуются на практике следующие методы профилактики зависимого поведения, используемые в образовательной среде.

  1. Информационный метод основан на предоставлении фактов об опасности взаимодействия с предметами или действиями, вызывающими зависимое поведение. Можно выделить ряд основных информационных стратегий:

а) предоставление частичной информации о фактах влияния предметов и действий, провоцирующих зависимость на организм и поведение человека, а также о статистических данных об аддиктах (аддикция – это саморазрушение человека путём алкоголя, никотина, наркотиков);

б) стратегия запугивания основана на вызывании страха, цель которой – предоставление устрашающей информации о неприглядных сторонах зависимого поведения.

  1. Профилактику зависимого поведения следует также осуществлять через включение подростка в социальную деятельность, формирование навыков общения, уверенности в себе.
  2. Метод “эмоционального научения” заключается в формировании умения управлять эмоциями; в повышение самооценки; в определении значимых для индивида ценностей; а также в развитии навыков принятия решений.
  3. Метод альтернативной деятельности: это - нахождение позитивного увлечения для ребёнка. Если подросток ничем не занят во внеурочное время, у него появляется больше шансов совершить противоправные действия.
  4. Пропаганда здорового образа жизни, основанная на воспитании здоровьеориентированных привычек, таких как: занятие спортом, активный досуг, соблюдение режима дня.

Закончить своё выступление хочу таким стихотворением:

Семья – это счастье, любовь и удача!
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это праздник, семейные даты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будем вместе любовь мы беречь,
Обиды и ссоры - подальше от дома.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
“Какая хорошая Ваша семья!”
Спасибо за внимание!

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Профилактика зависимости у подростков

Здоровье ребёнка - самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее - ПАВ - психоактивные вещества). Задача взрослых не допустить распространения пагубного пристрастия среди детей. Данные мониторинга и социологические опросы свидетельствуют о высокой степени поражённости общеобразовательных школ наркоманией. По статистике, основной возраст первого знакомства с наркотическими средствами приходится на 11 - 14 лет (41%) и 15 - 17 лет (51%): в основном это курение марихуаны и гашиша, употребление ингалянтов, потребление алкоголя вместе с медикаментами.

ПРИЧИНЫ:

любопытство (благодаря известному высказыванию не очень умных людей: "Все надо попробовать!");
желание быть похожим на "крутого парня", на старшего авторитетного товарища, часто личный пример родителей и т.д.;
желание быть "плохим" в ответ на постоянное давление со стороны родителей: "Делай так, будь хорошим". Это может быть и способом привлечения внимания;
безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, в результате – эксперименты от скуки.

ЗАДУМАЙТЕСЬ:

Ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребёнок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела; мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даём им жить.
Мы попираем и нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти; ограничиваемый в своей активности, ребёнок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие - нет; что можно делать, а чего следует избегать.
Как при любой болезни, при соблюдении определённых профилактических мер можно уберечь ребёнка от потребления табака, алкоголя и наркотиков. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат.

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПРЕДОТВРАТИТЬ

ПОТРЕБЛЕНИЕ ПАВ ВАШИМ РЕБЁНКОМ

  1. Общайтесь друг с другом. Общение - основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют вашему ребёнку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребёнком.
  2. Выслушивайте друг друга. Умение слушать - основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает: быть внимательным к ребёнку; выслушивать его точку зрения; уделять внимание взглядам и чувствам ребёнка, не споря с ним; не надо настаивать, чтобы ребёнок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребёнок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо нежелательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведёт себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются "тихими" в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребёнка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным. Поощряя ребёнка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или "Что ты об этом думаешь?".
  3. Ставьте себя на его место. Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребёнок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если вам удастся стать своему ребёнку другом, вы будете самым счастливым родителем!
  4. Проводите время вместе. Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребёнком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребёнка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении зависимостей.
  5. Дружите с его друзьями. Очень часто ребёнок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребёнка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того, в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой. Поэтому важно в этот период постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребёнка, то есть их тоже привлечь к занятиям спортом либо творчеством, даже путём внесения денежной платы за таких ребят, если они из неблагополучных семей. Таким образом вы окажете помощь не только другим детям, но в первую очередь своему ребёнку.
  6. Помните, что ваш ребёнок уникален. Любой ребёнок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребёнку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребёнок чувствует, что достиг чего-то и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребёнка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков. Представьте, что будет с вами, если 37 раз в сутки к вам будут обращаться в повелительном тоне, 42 раза - в увещевательном, 50 - в обвинительном? Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. Ребёнку нужен отдых от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний. Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений! Нужно время от времени распоряжаться собой полностью, т.е. нужна своя доля свободы. Без неё задохнётся дух.

7.Подавайте пример. Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей даёт повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали". Помните, что ваше употребление так называемых разрешённых психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещённых". Несовершенные, мы не можем вырастить совершенных детей. Ну не можем, не можем, не бывает этого - и с вами не будет, если вы стремитесь к идеалу в ребёнке, а не в себе!

СОВЕТЫ

Когда человеку не подходит климат, он начинает болеть. Психологический климат в семье для ребёнка ещё важнее. Если такой климат становится непереносимым для ребёнка, деваться ему некуда: не уедешь, родителей не сменишь... Хрупкая неустойчивая психика ребёнка не выдерживает: он срывается в депрессию, уличную тусовку, алкоголь, наркотики. Поэтому, даже если ребёнок далёк от идеала и совсем не похож на вас, будьте мудры: когда скандал уже разгорелся, сумейте остановиться, заставьте себя замолчать - даже если вы тысячу раз правы. В состоянии аффекта ребёнок крайне импульсивен. Та агрессия, которую он проявлял по отношению к вам, обернётся против него самого. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке - все станет реально опасным, угрожающим его жизни; не кричите, не распускайтесь. Ведь ребёнок действительно может подумать, что вы его ненавидите. Он будет в отчаянии, а вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите; похвалите своего ребёнка с утра, и как можно раньше, и как можно доходчивее, теплее! Не бойтесь и не скупитесь, даже если собственное настроение никуда... (кстати, это и средство его улучшить!). Ваше доброе слово, объятие, поцелуй, ласковый взгляд - подпитка душевная на весь долгий и трудный день, не забудьте!.. И на ночь - не отпускайте во тьму без живого знака живой любви...

 

СИМПТОМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Определить, употребляет ваш ребёнок наркотики или нет, сложно, особенно если ребёнок сделал это в первый раз или употребляет наркотики периодически. Важно сделать правильные выводы и учитывать, что некоторые признаки могут появляться совершенно по другой причине. И все же стоит насторожиться, если проявляются: физиологические признаки: бледность или покраснение кожи; расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза; несвязная, замедленная или ускоренная речь; потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи; хронический кашель; плохая координация движений (пошатывание или спотыкание); резкие скачки артериального давления; расстройство желудочно-кишечного тракта; поведенческие признаки: беспричинное возбуждение, вялость; нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания; уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам; трудности в сосредоточении на чем-то конкретном; бессонница или сонливость; болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения; избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки; снижение успеваемости в школе; постоянные просьбы дать денег; пропажа из дома ценностей; частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры; самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны; частое вранье, изворотливость, лживость; уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы; неопрятность внешнего вида; очевидные признаки: следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки; бумажки и денежные купюры, свёрнутые в трубочки; закопчённые ложки, фольга; капсулы, пузырьки, жестяные банки; пачки лекарств снотворного или успокоительного действия; папиросы в пачках из-под сигарет.
Что делать, если это произошло - ваш ребёнок употребляет наркотики?
Соберите максимум информации. Вот три направления, по которым вам нужно выяснить все как можно точнее, полнее: все о приёме наркотиков вашим ребёнком: что принимал, сколько, как часто, с какими последствиями, степень тяги, осознание или неосознание опасности; все о том обществе или компании, где ребёнок оказался втянутым в наркотики; все о том, где можно получить совет, консультацию, помощь, поддержку.
Ни в коем случае не ругайте, не угрожайте, не бейте. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно, только если вы отнесётесь к ней спокойно и обдуманно, так же, как вы раньше относились к другим неприятностям. Меньше говорите - больше делайте. Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания "посадить" ребёнка, "сдать" его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Не допускайте самолечения. Категорически сопротивляйтесь, если подросток захочет заниматься самолечением, используя для этого медикаменты, рекомендованные кем-то из его окружения.
Если вы предполагаете, что ребёнок систематически употребляет алкоголь, наркотики, нужно, не теряя времени, обратиться к психиатру-наркологу.
Не усугубляйте ситуацию криком и угрозами. Берегите собственные силы, они вам ещё пригодятся. Тем более что выплеском эмоций добиться чего-то будет сложно. Представьте себе, как бы вы себя вели, заболей ваш ребёнок другой тяжёлой болезнью. В такой ситуации ведь никому не придёт в голову унижать и оскорблять его только за то, что он болен. Не считайте, что сын или дочь стали наркоманами только из-за собственной распущенности, корни болезни могут находиться намного глубже. Если состояние здоровья или поведение ребёнка доказывают, что он принимает наркотики регулярно, значит, пришло время решительных действий. Не пытайтесь бороться в одиночку, не делайте из этой болезни семейной тайны, обратитесь за помощью к специалистам, обязанным помочь вам.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Что делать, если вы подозреваете, что ваш ребёнок употребляет наркотики?

  1. Разберитесь в ситуации. Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке своего сына или дочери след укола, это ещё не означает, что теперь ваш ребёнок неминуемо станет наркоманом и погибнет. Зависимость от наркотика, хотя и формируется достаточно быстро, всё же требует времени. Кроме того, бывают случаи, когда подростка вынуждают принять наркотик под давлением или в состоянии алкогольного опьянения. Помните о том, что многим взрослым людям приходилось употреблять наркотические средства (например, обезболивающие наркотики, местный наркоз и т.д.). Найдите в себе силы спокойно во всём разобраться. Решите для себя, сможете ли вы сами справиться с ситуацией или вам нужно обратиться за помощью. И постарайтесь с первых же минут стать для своего ребёнка не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с надвигающейся бедой.
  2. Сохраните доверие. Ваш собственный страх может заставить Вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это, скорее всего, оттолкнёт подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Возможно, для вашего ребёнка это первое и последнее знакомство с наркотиком. Будет лучше, если Вы сможете поговорить с ним на равных, обратиться к взрослой части его личности. Особенно ценным для сохранения доверия мог бы быть разговор с подростком о вашем собственном опыте употребления (возможно, алкоголя). Было ли тогда важным почувствовать себя взрослым или быть принятым в компании, или испытать новые ощущения? Не исключено, что подобные же проблемы стоят сейчас перед вашим ребёнком.
  3. Оказывайте поддержку. Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я всё же люблю тебя и хочу помочь, - вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним ни произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом, получить понимание и поддержку. Оставайтесь открытыми для своего ребёнка. Пусть у него как можно чаще будет возможность обратиться к вам со своими трудностями.
    Постарайтесь найти больше времени для общения и совместных занятий; поощряйте интересы и увлечения подростка, которые смогут стать альтернативой наркотику; интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И, наконец, помните, что сильнее всего на вашего ребёнка будет действовать ваш собственный пример. Подумайте о своём собственном отношении к некоторым веществам типа табака, алкоголя, лекарств. Будьте уверены, дети видят, как вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже не такими опасными как наркотик.
  1. Обратитесь к специалисту. Если вы убедились, что ваш ребёнок не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно, и вы не в силах помочь ему - обратитесь к специалисту. Не обязательно сразу обращаться к наркологу. Если у подростка ещё не выработалась стойкая зависимость и наркотик для него способ справиться с личными проблемами, лучше начать с психолога или психотерапевта. Будет очень хорошо, если и сам подросток сможет пообщаться с психологом (при этом важно избегать принуждения). Специалист сможет более точно и объективно оценить ситуацию.

Сегодня одним из популярных занятий подростка в свободное время стали компьютерные игры и «зависание» в Интернете. Нужно признать, что компьютер - наше настоящее и будущее. Безусловные плюсы современной компьютеризации - это развитие у детей важнейших операций мышления: обобщения и классификации, улучшение памяти и внимания. Компьютерные игры развивают и детский интеллект, и зрительно-моторную координацию.
Интернет предлагает образовательный и полезный опыт, делает содержание усваиваемого материала значимым и ярким, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Многим родителям знакома проблема, как усадить школьника за домашние уроки. А на компьютере серьезные занятия выполняются с удовольствием, приобретают элемент игры. Работа на нем обучает детей новому более простому способу получения и обработки информации. Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, лежит в основе формирования познавательной мотивации, множества интеллектуальных навыков.
Но родители должны понимать, что все должно быть в разумных пределах, иначе «плюсы» начнут превращаться в «минусы». В Европе все чаще говорят о негативном воздействии компьютерных игр на психику ребенка. Бесконтрольное пользование Интернетом и чрезмерное увлечение компьютерными играми может привести к компьютерной и игровой зависимости, полному нарушению социальных связей, которое выражается в том, что дети не умеют и боятся общаться друг с другом, они отделяют себя от реального мира и уходят в свой - виртуальный.
В виртуальном компьютерном мире легко можно стать кем угодно. Для этого не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, не нужно скрывать агрессию. Достаточно только «загрузить» игру. И всего-то надо иметь компьютер и деньги на новую игру. А если компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными. К сожалению, и проблемы тоже. С одной стороны, виртуальный мир предоставляет огромные возможности, сегодня он оказался, по сути, главным источником информации.
Но информационное воздействие Интернета может нанести непоправимый вред ребенку, т. к. в компьютерной сети невозможно отследить качество и содержание информации, поступающей и обновляющейся ежесекундно. Родители должны знать, что существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действий тех или иных наркотиков.

Статистика говорит, что 9 из 10 детей в возрасте до 15 лет столкнулись с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные сайты, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизнь, 4,8% в сети познакомились с сектантским проповедничеством, мистическими и изотерическими практиками, магией и шаманством.

Игровая зависимость - что это? Зависимость от игр или интернета чаще настигает молодое поколение. Начинается недуг с незначительного времени, проводимого за компьютером, которое затем становится все больше и больше. Развивается постепенно, и если вовремя не вмешаться, переходит в тяжелую форму. Человек может испытывать душевные и физические муки при желании поиграть. В таком случае требуется специальное лечение.

Почему формируется компьютерная зависимость?

Первое и необходимое условие формирования любой зависимости – чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности. Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным, либо стремиться «уйти». А уйти можно в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру. В компьютерной игре человек может одновременно и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, «заброшенность» детей, завышенные требования, которые предъявляют к ребенку взрослые.
Второе условие формирования игровой зависимости – удовольствие. Во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости - эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость. Поэтому именно дети, которым в жизни недостает позитивных эмоций, чаще всего становятся жертвами компьютера.

Причем, компьютерная зависимость формируется очень быстро (достаточно полтора-два месяца!) и в дальнейшем оказывает огромное влияние на развитие личности, особенно детской.
Но, возникает вполне адекватный вопрос: Почему одни становятся игроманами, а другие – нет? И ответ заключается в том, что нет одинаковых людей. Всё зависит от особенностей характера человека. Психологи выделяют два типа людей: экстерналов и интерналов.
Экстерналы - фаталисты, они считают, что в жизни от них ничего не зависит, всем управляет судьба, в их неудачах виноваты обстоятельства или другие люди. Интерналы склонны действовать, они более оптимистичны, решительны, трудолюбивы. Развитию компьютерной зависимости подвержены экстерналы и подростки с заниженной самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться.
Подумайте, кого ваш ребенок обвиняет в неудачах?
Высокая степень внушаемости подростка, его готовность подчиниться чужой воле. Обычно в сети компьютерных «стрелялок» попадают подростки, которым не хватает самостоятельности, которые испытывают трудности в принятии решений, готовы подчиниться сильному лидеру. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критический взгляд. Это лучшая профилактика игровой зависимости.
Разумеется, не каждый подросток, заходящий в интернет, становится зависимым. Существует несколько факторов риска, каждый из которых может «запустить» зависимость. В основном они схожи с факторами риска зависимости подростка от алкоголя или наркотиков.
Главные факторы – наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания родителей и отрицательное влияние сверстников.
Все мы, наверное, играли в компьютерные игры или пробовали вытащить мягкую игрушку из автомата. Но почему одни становятся игроманами, а другие – нет? Во многом это зависит от особенностей характера человека.

В группу риска попадают:

1.Подростки, полагающие, что от них мало что зависит в жизни. В неудачах они винят других или коварное стечение обстоятельств. Мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем. Не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути. Необходимо воспитывать в детях ответственность, настойчивость, решительность.

2.Подростки с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться: либо почувствовать себя героем-победителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег. Повышайте самооценку ребенка, чаще его хвалите, помогите быть успешным.

3.Подростки с высокой степенью внушаемости (т.е. готовностью подчиниться чужой воле), подростки, которым не хватает самостоятельности, решительности. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критичность к рекламе, поощряйте инициативу.

4.Если ребенок не контактен, у него мало друзей, часто бывает одинок. Такие дети часто компенсируют недостаток реального общения виртуальным. Таким детям необходима помощь в налаживании реальных отношений.

5.Дети, мечтающие стать лидерами, но так и не ставшие ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им непременно необходимо помочь реализовать их потенциал: поддерживать любые их начинания, развивать их таланты и способности.

Симптомы зависимости.
Признаки зависимости. «Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет», — говорит психиатр.
Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться:

- увеличение интервала времени, проводимого за компьютером;

- потеря интереса к происходящему вокруг,

- нарушения сна,

- часты резкие перепады настроения,

- неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер вплоть до скандала,

- у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;

- он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;

- расходует (или требует) значительные суммы денег на постоянное обновление как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера;

- ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам;

- во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;

- ребенок становится более агрессивным;

- трудно встает по утрам, в подавленном настроении, ощущает эмоциональный подъем, только когда садится за компьютер;

- обсуждает компьютерные проблемы со всеми, хотя бы немного сведущими в этой области людьми.

 

Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости?
Уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий.

Важный момент: эти условия должны выполняться еще до того момента, как ваш ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже из сети не вытащить за уши.

Находите время для общения с ребенком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости.

Будьте для ребенка проводником в интернет, а не наоборот. Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернета. Нужно самим показать ребенку все возможности сети - и не только игры и социальные сети.

Знайте, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно не шпионить за подростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки. Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.

Позаботьтесь о досуге ребенка. Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше.

 

Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных. Секция или студия может быть любой направленности, главное, чтобы в жизни ребенка появился какой-нибудь интерес. Обязательно заботьтесь о том, чтобы зарядить ребенка хорошими новыми впечатлениями, запастись приятными воспоминаниями о путешествии или походе в театр, на природу.

 

Чтобы ваш ребёнок не стал, зависим от Интернета, прежде всего, следует обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка.

 

Из-за чрезмерных требований, больших нагрузок или в силу иных внешних причин может нарушаться так называемая адаптация ребенка в обществе. А социально дезадаптированные дети более склонны к Интернет - зависимости. Виртуальный мир более богат возможностями для общения, чем реальный, где часто приходится идти на компромисс.

 

В сети же можно выстроить свой собственный мир, где не нужно будет приспосабливаться и который будет максимально интересен конкретному ребенку. Для застенчивых детей это может стать мостом на пути повышения их самооценки, раскрепощения. Поэтому, если ваш ребенок замкнут, плохо идет на контакт с другими людьми, меланхоличен, то следует внимательно следить за «дозировкой» Интернета, чтобы последний из средства становления и развития личности не превратился в манию.

 

Симптомы Интернет - зависимости проявляются в том, что ребенок ведет себя тихо в ожидании подключения к сети, его тяжело заставить отойти от компьютера, он раздражается, если в связи с какими-либо причинами подключиться к Интернету нельзя, даже может впадать по этому поводу в депрессию. Для таких детей, в отличие от Интернет - независимых, стираются границы реального и виртуального миров, причем последний становится более важным. Дети, не страдающие Интернет - зависимостью, легко могут отвлекаться на другие дела или по просьбе отойти от экрана монитора.

 

Все познается в сравнении. Поэтому задайтесь такими вопросами, как время, проведенное в Интернете, влияет на успехи в учебе, взаимоотношения со сверстниками и родными, сколько времени ребенок тратит на Сеть.

Ведь навязчивое желание использовать Интернет для общения или иной самореализации, может быть отголоском других проблем: заниженная самооценка, депрессия. Разобравшись с причинами, вызывающими зависимость и решив их, сама зависимость может сойти на нет.

Запрещать пользоваться Интернетом не стоит. Запретный плод – сладок. Интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что является неотъемлемой и важной частью как нашей общественной жизни, так и ребенка. Зато можно и нужно установить «Внутрисемейные правила использования Интернета», куда включить такие ограничения, как количество времени, затраченное на Сеть, табу на подключение до выполнения работы по дому, ограничения на посещение подозрительных ресурсов или ресурсов, устанавливающих возрастной ценз.

Главное – это равновесие. Поощряйте ребенка на общение с другими детьми на улице, принимайте участие в организации его досуга. Даже если у ребенка возникают трудности в общении со сверстниками, никто не мешает провести специальный тренинг. Предложите посещать кружки и секции. Там собираются дети с одинаковыми интересами и им легче находить общий язык.

Осуществляйте негласный контроль за своими детьми. Есть, конечно, специальные программы, которые ограничивают доступ к сети Интернет. Но сообразительный ребенок может и догадаться, как отключить эту службу. Поэтому лучше всего развивать в ребенке чувство ответственности, самоконтроль, дисциплину. Пусть это станет вашей конечной целью. Тем более, что подобные качества часто выступают серьезными помощниками во взрослой жизни. Следите за соблюдением баланса между временем, проводимым в сети и вне ее.

В современном мире с компьютером связано очень многое. Поэтому, подросток, не знакомый с компьютерными технологиями, легко может стать среди сверстников настоящим изгоем. Поэтому родителям в своем отношении к компьютерным увлечениям их детей необходимо найти «золотую середину». И помните, что Интернет сам по себе – ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится все более и более цифровым.

 

ИГРОМАНИЯ
Памятка для родителей

Игромания, лудомания («ludus» - игра), гемблинг («to gamble» - играть в азартные игры) - это болезненное состояние, патологическая зависимость от различных азартных игр.
Критерии диагностики патологической склонности к азартным играм
Повторные (два и более) эпизоды азартных игр на протяжении не менее года.
Возобновление эпизодов игры, несмотря на отсутствие материальной выгоды, субъективное страдание и нарушения социальной и профессиональной адаптации.
Невозможность контролировать интенсивное влечение к игре, прервать ее волевым усилием.
Постоянная фиксация мыслей и представлений на азартной игре и на всем, что с ней связано.
Подросток и игромания
В подростковом возрасте продолжается развитие личностных структур, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер. Этот возраст можно назвать переходом из детства во взрослую самостоятельную жизнь.
Но этот период характеризуется эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, гормональной перестройкой организма. Бурные эмоциональные вспышки нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим, попиранием авторитетов.
Повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе.
Потребность в общении - желанием уединиться; развязность соседствует с застенчивостью; романтизм, мечтательность, возвышенность чувств, нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью; искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью.
Факторы, способствующие развитию игровой зависимости у подростков:
отставание в психическом развитии; повышенная активность и различные отклонения в поведении;
нарушенные внутрисемейные отношения;
отсутствие адекватного эмоционального контакта с родителями или значимыми другими лицами; нейтрально попустительское отношение к азартным играм в семье; низкая мотивация к продуктивной деятельности;
стереотипная модель получения удовольствия без особых усилий;
переоценка роли денег в жизни.
Подросток охотно заменяет реальный мир на иллюзорный, если настоящая действительность не отвечает его представлениям и ожиданиям. В иллюзорном мире все проще: ты успешен, богат, красив, востребован и не прикладываешь к этому особых усилий. Возвращаться в мир реальный и достигать цели, преодолевая трудности, подростки порой не хотят, да и не всегда умеют.
Последствия игромании.
Потребность играть становится частой, поскольку игра приносит удовольствие, и первые выигрыши окрыляют, вселяя «надежду» на то, что так будет всегда.
Мысли и поведение человека направлены только на одно: раздобыть денежные средства для того, чтобы пойти играть.
Пренебрежение другими интересами ради возможности пойти поиграть.
Структурирование дня под игру. Освобождается время для игры за счет семьи, работы, учебы.
Вся жизнь превращается в ожидание игры и добычи для этого материальных средств.
Человек становится похож на «биоробота», своеобразного «наркомана», реализующего одну единственную примитивную задачу, - удовлетворить патологическое влечение к азартной игре.
Психологический портрет игрока.
Человек испытывает постоянную нехватку денег.
Выносит из квартиры вещи, золото, аппаратуру.
Экономит на необходимых вещах, хотя явно деньги у него имеются.
Раздражается и грубит в случаях отсутствия доступа к компьютеру, игровому залу.
Теряет интерес к своему внешнему виду (не соблюдает личную гигиену).