Музейный комплекс

Репортажи о музее

Лицей №1. День в музее. Выпуск 46


 

 

Музей истории педагогики Гродненщины. День в музее. Выпуск 45


 

 

Открытие музейной комнаты международного сотрудничества


 

 

Открытие музея педагогики Гродненщины


 

 

Открытие музея спорта и экологического туризма

 

Народный музей "История педагогики Гродненщины XII-XXI вв"

Народный музей

«История педагогики Гродненщины ХІІ-ХХІ вв.»

Общие сведения о музее

  • Инициатор создания и первый руководитель музея - А. П. Гостев
  • 2005 г. – открытие музейной комнаты
  • 2006 г. – открытие на базе музейной комнаты масштабного музея
  • 17.02.2017 г. – присвоение музею статуса «народный»
  • Профиль музея – историко-краеведческий
  • Публикация в «Энциклопедии культуры Беларуси» статьи о первом руководителе музея - А. П. Гостеве
  • Накопление за время существования музея внушительной коллекции экспонатов: более 1100 - основного и 100 - научно-вспомогательного фонда
  • Посещение музея за время его существования более 8-ми тысячами экскурсантов
  • На современном этапе - подготовка музея к масштабной реконструкции и расширению
  • Полный адрес, контактная информация: 230009, г. Гродно, бульвар Ленинского Комсомола, 21-1, каб. 205, тел. 8(0152)-44-30-66, liceil@lengrodno.by, https://liceil.lengrodno.gov.by

Уникальность музея

  • Создание музейной экспозиции на основе частных коллекций
  • Размещение экспонатов на 9 стендах с витринами по следующим разделам:

1. Городенское княжество ХІІ-ХV вв.

2. Городенский повет в XV-XVIII вв.

3. Гродненская губерния

4. Гродненский повет ХХ в.

5. Гродненская область: история советской школы

6. Белорусская школа в ХХ в.

7. Педагогика Республики Беларусь – гродненский вариант (1991-2005 гг.)

8. Лицей №1 г. Гродно как воплощение лучших достижений гродненской педагогики (1996-2013 гг.)

9. «К штыку присоединив знаний огонь» - защитники земли Гродненской во все времена

Учреждения, с которыми музей осуществляет внешние связи

  • Гродненский государственный историко-археологический музей
  • Музей истории Гродненского государственного университета им. Я. Купалы
  • Гродненский государственный музей истории религии
  • Открытый интеллектуальный клуб «Факел истины» при ГУК «Центральная библиотечная система г. Гродно»
  • Библиотека лицея № 1 г. Гродно
  • Музей гимназии № 1 имени академика Карского г. Гродно
  • Музей гимназии № 4 г. Гродно
  • Музей гимназии № 6 г. Гродно
  • Музей гимназии № 7 г. Гродно
  • Музей СШ № 28 г. Гродно
  • Музей гимназии № 1 им. К. Калиновского в г. Свислочь Гродненского района
  • Гимназия «Ryto» г. Друскининкай

Краткие сведения по тематическим разделам экспозиции музея

Раздел І. Городенское княжество ХІІ-ХV вв.

Обзорное содержание экспонатов стенда

Размещенные экспонаты, охватывающие период времени с ХІІ по ХV вв., посвящены отражению процесса становления и начального этапа развития педагогики на территории Городенского княжества под мощнейшим влиянием:

  • лучших традиций византийской культуры;
  • всевозрастающей роли христианства;
  • широкого распространения кириллической азбуки;
  • подвижнической деятельности ярких исторических личностей, в частности, княгини Агафьи Владимировны (XII в.), дочери великого князя Владимира Мономаха, которая фактически руководила процессом обучения и воспитания в княжестве на основе ценностей и идей, положенных в основу знаменитого «Поучения Владимира Мономаха».

Экспонаты, размещенные в витрине

1. «Поучение» Владимира Мономаха как вероятный источник формирования менталитета жителейГороденского княжества ХІІ века». Научный реферат Грабицкой Анны, учащейся ХІ белорусского гуманитарного класса, с подготовки которого фактически началась научная разработка темы «История педагогики Городенщины»

в лицее №1.

2. Поучение Владимира Мономаха. Санкт-Петербург. 1913 г.

3. Молитвослов. Российская империя, ХІХ в. (?). Издание, принадлежавшее крестьянину Сильвестру Колыбуку из Лунинского уезда.

4. Борисоглебская (Коложская) церковь ХІІ в. Единственный сохранившийся памятник архитектуры ХІІ в. на Гродненщине. Вероятно, церкви в средневековье были центрами распространения науки и образования.

5. Плинфа, найденная на Замковой горе в Гродно. ХІІ в.

 Раздел ІІ. Городенский повет в XV-XVIII вв. 

Обзорное содержание экспонатов стенда

Представленные экспонаты, охватывающие период времени с ХV по ХVIII вв., иллюстрируют процесс развития педагогики на территории Городенского повета с акцентированием внимания на:

  • постепенном характере создания в крупных феодальных поместьях школ, а там, где их не было, обучении детей бродячими учителями-«мастерами грамоты»;
  • сохранении в обучении церковнославянского языка в условиях, когда он уже значительно отличался от языка народа, где уже ярко и устойчиво стали проявляться такие его особенности, как твердое «р», «аканье», «дзеканье», «цеканье»;
  • очевидности формирования педагогического пространства Городенщины под влиянием великокняжеских особ и их ближайшего окружения, чьи семьи, начиная со времен Витовта Великого (вторая половина ХIV – первая треть XV в.) подолгу жили в Гродно;
  • просветительской деятельности Виленской академии, созданной еще Стефаном Баторием (1584 г.);
  • существенных изменениях в развитии педагогического пространства Городенщины под воздействием прогрессивных идей эпохи Просвещения, носителями которой выступали И. Хрептович, М. Почобут-Одляницкий, А. Тизенгауз, Ж. Э. Жилибер и др. (XVIII в.).

Экспонаты, размещенные в витрине

1. Открытка. Научный читальный зал Виленского университета. ЛитССР. 1982 г.

2 Медаль «400 лет – Виленскому университету». Глина. 1979 г.

3. Книга «Всемирная история». Из Библиотеки А. Тызенгауза в Желудке. Вторая половина XVIII в.

4. Энциклопедический словарь. Из Библиотеки А. Тызенгауза в Желудке. Вторая половина XVIII в.

5. Карта Речи Посполитой из учебника всемирной истории. Из Библиотеки А. Тызенгауза в Желудке. Вторая половина XVIII в.

6. Деловые бумаги как пример письменности образованных жителей Гродненщины. Гродненский повет. Вторая половина XVIII в.

7. Изображение «Грамматика Словенская Мелетия Смотрицкого».

 Раздел ІІІ. Гродненская губерния 

Обзорное содержание экспонатов стенда

Размещенные экспонаты, охватывающие период времени с 1795 по 1915 гг., в центр внимания развития педагогики на территории Городненщины ставят такие факты, процессы и события, как:

  • создание Виленского учебного округа, охватывавшего и учебные заведения Гродненской губернии;
  • начало работы в учебных заведениях Гродненщины выпускников Московского университета, Санкт-Петербургского историко-филологического института и других аналогичных заведений России;
  • деятельность тайных обществ (филоматов, филаретов, «Военных друзей» и др.), декларировавших демократически окрашенные педагогические идеи;
  • сохранение большого влияния на педагогическое пространство нашего края Виленского университета (до его закрытия в 1832 г.), ставшего по императорскому распоряжению центром просвещения в Западном крае;
  • образование и начало деятельности педагогических обществ в Белостоке (1906 г.) и Гродно (1907 г.);
  • издание Гродненским педагогическим обществом собственного журнала «Педагогическое дело», в котором учителя и ученики гродненских гимназий поднимали острые проблемы учебно-воспитательного характера;
  • утверждение белорусскими деятелями литературы (Ф. Богушевич, Тётка, Я. Купала) и учеными

(Е. Р. Романов, Е. Ф. Карский, А. Е. Богданович) в своих работах идеи жизнеспособности и богатства белорусского языка и культуры и пробуждение к этой тематике интереса в среде учителей и учеников.

Экспонаты, размещенные в витрине

1. «Гимназия на дому» (Среднее учебное заведение заочно). Учебник по самообразованию. Выпуск 17. Петроград. 1916 г.

2. Свидетельство Пилько Анны Сергеевны об окончании народного училища. Гродненская губерния. Гродненский уезд. 1912 г.

3. Книга «Ненормальные дети» А. Бине и А. Симона. Москва. 1911 г.

Раздел ІІІ. Гродненская губерния (продолжение)

Обзорное содержание экспонатов стенда

Предлагаемые экспонаты, охватывающие период времени с 1795 по 1915 гг., сосредотачивают внимание на развитии истории педагогики Гродненщины сквозь призму деятельности:

  • Гродненской мужской гимназии, открытой в 1834 г.;
  • Сигизмунда Врублевского (1836-1888 гг.), уроженца Гродно, окончившего Гродненскую мужскую гимназию, участника восстания 1863 г., профессора-физика Ягеллонского университета, одного из первых ученых, получивших в измеримых количествах жидкий кислород;
  • Евстафия Орловского (1863-1913 гг.), гродненского краеведа, преподавателя Гродненских мужской и женской гимназий, автора монографии «Гродненская старина» (1910 г.);
  • Иосифа Иодковского (1890-1954 гг.) - учащегося гродненской мужской гимназии, археолога, историка и краеведа, основателя Гродненского историко-археологического музея;
  • Гродненской женской гимназии, основанной в 1856 г.;
  • Елизаветы Баклемишевой, выпускницы и учительница Гродненской женской гимназии.

Экспонаты, размещенные в витрине

1. Формулярный список старейшего учителя, заведующего Волковысского мужского приходского училища М. О. Шишко. 1917 г.

2. Свидетельство старейшего учителя, заведующего Волковысского мужского приходского училища М. О. Шишко. 1914 г.

3. Свидетельство жены заведующего Волковысского мужского приходского училища, коллежского регистратора М. О. Шишко Нонны Федоровны Шишко, которая по военным обстоятельствам была эвакуирована в посёлок Дно Псковской губернии. Российская империя. Калуга. 1916 г.

4. Билет Мустафы Богдановича, ученика Новогрудского 3-хклассного городского училища, уволенного на каникулярное время. 1895 г.

Раздел ІV. Гродненский повет ХХ в.

Обзорное содержание экспонатов стэнда

Размещенные экспонаты, охватывающие межвоенный период, ориентированы на отражение истории развития педагогики Гродненщины в сложное время вхождения ее территории в состав Польской Республики с акцентом на:

  • необходимость синтезирования трех образовательных систем - австрийской, российской и прусской – в связи с восстановлением в 1918 г. независимости польского государства;
  • вхождение Гродненского уезда в состав Белостокского воеводства, подчинявшегося виленскому попечительству;
  • проведение правительством Польши активной политики полонизации местного населения, когда почти все белорусские начальные школы были быстро реорганизованы в польские, закрыты частные белорусские гимназии (в том числе и Новогрудская), а виленская белорусская гимназия сначала была преобразована в польско-белорусский филиал государственной польской гимназии имени Ю. Словацкого, а потом в польскую гимназию.
  • сохранение за Виленским университетом имени Стефана Батория статуса «кузницы педагогических кадров» для начальных и общеобразовательных школ Гродненщины;
  • деятельность таких ярких представителей педагогической общественности, как Ян Кохановский, учитель биологии мужской гимназии имени А. Мицкевича, создатель гродненского зоопарка, Зоя и Евгения Шуклина, уроженки г. Гродно, учителя математики в гродненских школах.

Экспонаты, размещенные в витрине

1. Практический самоучитель польского языка. Гродно. 1922 г.

2. Иллюстрированная тетрадь ученицы первого класса Алёны Павпенщиковой. 1938-1939 учебный год. Тетрадь издана в Вильно в 1930-е гг.

3. Грифельная доска. Первая половина 1920-х гг.

4. Книга из библиотеки Гродненского педагогического лицея «История венгров» А. Лукинича. Будапешт. 1938 г.

5. Очерк общей дидактики Ф. Регенера. Варшава. 1924 г.

6. Фотоснимок. Воспитанники начальной публичной школы в Стайках с учителями. Западная Беларусь.

1920-1930-е гг.

7. Свидетельство ученика мужской гимназии им. А. Мицкевича. Гродно. 1932-1933 учебный год.

8. Школьное свидетельство учащихся. Западная Беларусь. 1920-1930-е гг.

9. Фотоснимок. Выпускницы гродненской женской гимназии им. Э. Плятер. Гродно. 1925 г.

Раздел V. Гродненская область: история советской школы

Обзорное содержание экспонатов стенда

Выставленные экспонаты, охватывающие период времени с 1939 по 1991 гг., дают представление о развитии истории педагогики на территории Городенской области в контексте советского этапа преобразований сквозь призму:

  • начала процесса организации советской системы народного образования в связи с воссоединением Западной Беларуси с БССР в сентябре 1939 г.;
  • введения всеобщего обязательного семилетнего обучение на родном языке;
  • полного подчинения системы образования коммунистической идеологии;
  • открытия в 1940 г. Гродненского учительского института, ставшего в последующем главным высшим педагогическим учебным заведением Гродненской области и успешно решавшим задачу подготовки педагогических кадров преимущественно для нужд области в соответствии с основными направлениями реформы советской педагогической системы;
  • приобретения во второй половине ХХ в. советской общеобразовательной школой четко выраженного политехнического характера, когда все выпускники кроме среднего образования приобретали преимущественно рабочую профессию (слесаря. шофера, бульдозерист, кулинара. портного и т. п.);
  • воспитания подрастающего поколения, согласно Кодексу строителя коммунизма, во всесторонне и гармонично развитую личность, а также тесную связь школы с жизнью;
  • активного включения педагогической общественности Гродненщины в процесс перестройки

(1985-1991 гг.) с целью обновления лучших воспитательных и образовательных традиций региона.

Экспонаты, размещенные в витрине

1. Текст диктанта по русскому языку на выпускных экзаменах в 4-х классах школ БССР в 1945-1946 учебном году. БССР. 1946 г.

2. Учебник по истории СССР для 9 класса средней школы. СССР. Москва. 1951 г.

3. Аттестат зрелости учащегося Гудевичской школы Волковысского района Тенкуша Владимира, завершившего обучение в 1960 г. БССР. 1960 г.

4. Сувенир – медаль «Выпускной 10 класс». БССР. Вторая половина ХХ в.

5. Серебряная медаль за успешное окончание курса средней школы. БССР. 1960-1970-е гг.

6. Комсомольский билет Панцевича Андрея Петровича, директора лицея № 1 г. Гродно.

7. Фотоснимок «IV выпуск заочного отделения Гродненского государственного педагогического училища. 1946-1949 гг.». Гродно. 1949 г.

8. Поздравительное письмо родителям Рудой Ольги, учащейся 2 класса СШ № 24 с окончанием их дочки учебного года в 1985/1986 учебном году. Гродно. 1986 г.

9. Учебные принадлежности: счетные палочки и транспортир. СССР. Вторая половина ХХ в.

10. Пионерский галстук. БССР. Вторая половина ХХ в.

11.Знак о получении высшего образования выпускницы Витебского историко-графического института

Богданович Н. Г. БССР. 1980 г.

12. Знак «Лауреат областного фестиваля молодежи». Гродно. 1957 г.

13. Октябрятские, пионерские, комсомольские значки. СССР. Вторая половина ХХ в.

Раздел VІ. Белорусская школа в ХХ в.

Обзорное содержание экспонатов стенда

Подборка предложенных экспонатов связана с историей развития белорусской школы Гродненщины в первой трети ХХ в. через отражение деятельности:

  • ТБШ («Общество белорусской школы»), закрытого в 1936 г. в результате преследования польскими властями;
  • основанной в 1916 г. первой белорусской школы в Гродно;
  • первых белорусских учителей в Гродно - Феклы Станишевской и Александра Гриковского;
  • Бориса Кита, выпускника, а затем и директора Новогрудской белорусского гимназии, в будущем - «отца американской астронавтики»;

Экспонаты, размещенные в витрине

1. «Белорусская грамматика для школ» Бронислава Тарашкевича. Вильно. 1919 г.

2. Аттестат зрелости учащегося Белорусского филиала Государственной гимназии им. Ю. Словацкого в Вильне. Вильно. 1937 г.

3. Фотоснимок. Гродненский кружок белорусской молодежи – 1911 г., Гродно.1990-е гг. (копия).

4. Линейка логарифмическая. СССР. Вторая половина ХХ в.

5. Чернильница-«невыливайка». Западная Беларусь. Первая половина ХХ в.

6. Деревянный пенал. Западная Беларусь. Первая половина ХХ в.

Раздел VІІ. Педагогика Республики Беларусь – гродненский вариант

(1991-2005 гг.)

Обзорное содержание экспонатов стенда

Центральное место в данном экспозиционном ряду занимают документальные материалы, отражающие творческий взлет с 1991 г. в развитии педагогической мысли Гродненской области в сложных условиях становления суверенной Республики Беларусь на примере:

  • создания на базе общеобразовательных школ учебных заведений нового типа - гимназий и лицеев, а на базе ПТУ – колледжей;
  • открытия лицейских и гимназических классов, в которых образование и воспитание приобретало узкопрофильную направленность;
  • функционирования в Гродно в начале XXI в. шести гимназий, многопрофильного лицея № 1, школы-лицея, польской школы и профильных лицейских или гимназических классов в большинстве других школ;
  • роли главного высшего педагогического учреждения области - Гродненский государственного университета имени Янки Купалы, который помимо педагогических кадров стал готовить и инженеров для различных отраслей.

Экспонаты, размещенные в витрине

1. Учебник для русскоязычных классов по алгебре и началу анализа. Минск. 1993. г.

2. Утро. Сборник стихов учащихся СШ № 24. Гродно. 1996 г.

3. Стандартный дневник учащегося Республики Беларусь. 2000-2001 гг.

4. Свидетельство к знаку «За активную работу» по пропаганде достижений советской педагогической науки среди широкой научной общественности и активное участие в распространении педагогический знаний среди населения», выданное Валюкевич Р. И. Республика Беларусь. 1996 г.

5. Рекламная продукция факультетов Гродненского Государственного Университета им. Я. Купалы. Гродно. 2005 г.

6. Памятная медаль «Выпускник 2006 г. Гродно. Гимназия № 1». Керамика. Гродно. 2000-е гг.

7. Памятная медаль Гродненской детской музыкальной школы № 3. Выпуск 3. Глина. Гродно. 2003 г.

8. Значки лицея Гей-Лиссак г. Лимож (Франция). Металл. Франция. 2005 г.

9. Значок «10» и герб г. Гдыни. Гимназия № 13 г. Гдыни. Металл. Республика Польша. 2000-е гг.

10. Значок «Gimnazium im. Yana Pawla w Wilne». Эмблема гимназии – книга на фоне золотистого креста и голубого поля гербового щита, сверху два скрещенных ключа. Металл. Литовская Республика. 2000-е гг.

11. Значок Тульского Государственного Политехнического Университета им. Л. Н. Толстого. Металл. Пластик. Российская Федерация. 2000-е гг.

12. Книга «Звездная трель». Автор П. Семинский, учитель физики из Гродненского района. Гродно. 1996 г.

13. Указ Президента Республики Беларусь № 348 А. Г. Лукашенко от 3 сентября 1996 г.

14. Проект концепции Национальной Школы Беларуси. Республика Беларусь. Минск. 1994 г.

15. Грамота Отдела народного образования Ленинского райисполкома. Гродно. 1993 г.

16. Брошюра «Краеведение в родной школе». Республика Беларусь. Гродно. 1999 г.

Раздел VІІІ. Лицей №1 г. Гродно как воплощение лучших

достижений гродненской педагогики (1996-2013 гг.)

Обзорное содержание экспонатов стенда

Экспонируемые материалы дают представления о наиболее ярких достижениях гродненской педагогической мысли на примере становления и развития лицея № 1 г. Гродно в период 1996-2013 гг. как нового типа учебного заведения в Республики Беларусь через отражение деятельности:

  • Панцевича Андрея Петровича, директора лицея с 1996 г., Отличника образования Республики Беларусь;
  • Песняк Светланы Кузьминичны, учителя химии лицея, Заслуженного учителя Республики Беларусь;
  • педагогического коллектива с позиции достижений в школьном олимпиадном движении различных уровней посредством представления статистических материалов в форме таблицы и диаграммы;
  • Обуховского Евгения, выпускника лицея 2012 г., серебряного призёра международной олимпиады на астрономии и астрофизике (Рио-де- Жанейро, 2012 г.).

Экспонаты, размещенные в витрине

1. Билет лицеиста. Гродно. 2002.

2. Журнал учителей и учащихся лицея № 1 г. Гродно «Открытый урок», выпуск № 7, январь 2001 г. Гродно. 2001 г.

3. Памятка ученика заочной школы. Математика. Гродно. 2003 г.

4. Лицейский авангард. Творческие работы учащихся белорусских гуманитарных классов 1994-1998 гг. по всемирной литературе. Гродно. 1999 г.

5. Диплом участника VII открытой лицейской научно-практической конференции «Миры моего Я».

6. Буклет участника лицейского научного общества «Исследователь». Гродно. 2004 г.

7. Каталог работ учащихся кафедры изобразительного искусства лицея № 1. Гродно. 2008 г.

8. Сборник творческих и исследовательских работ на экологическую тематику преподавателей и учащихся

лицея № 1 «Экология и мы». Выпуск 3. Гродно. 2005 г.

9. Календарь, посвященный 10-летию лицея № 1 г. Гродно.1996-2006 гг.

10. Буклет лицея № 1 г. Гродно. Гродно. 2006 г.

11. Буклет музея «История педагогики Гродненщины ХІІ-ХХІ вв.». Гродно. 2008 г.

12. Фрагмент красной ленты с церемонии открытия музейной комнаты с автографами. Ткань. Гродно. 2005 г.

13. Ручка с изображением символики лицея № 1 г. Гродно. Гродно. 1990-е гг.

14. Значок лицея № 1 г. Гродно. Пластмасса. Металл. Республика Беларусь. Гродно. 2005 г.

15. Современный значок лицея № 1 г. Гродно. Пластмасса. Металл. Республика Беларусь. Гродно. 2012 г.

16. Значок с эмблемой команды «Губертяне» лицея № 1 г. Гродно на областном экологическом слёте 1997 г. Пластмасса. Гродно. 1997 г.

Раздел ІХ. «К штыку присоединив знаний огонь» - защитники земли

Гродненской во все времена

Обзорное содержание экспонатов стэнда

Предлагаемый экспозиционный ряд ориентирован на стремление проиллюстрировать на конкретных фактах из боевых биографий защитников Гродненщины главную идею патриотического воспитания в современной школе - в любой момент быть готовым защищать родную землю мужественно, умело, с честью и достоинством на примере жизненного пути:

  • Давыдова Дениса - поэт-партизана, участника освобождения Гродно от французов в войне 1812 г., известного своими письмами к сыновьям, через которые проявил себя как представитель семейной педагогики;
  • Суходольского Януария - выпускника Гродненской мужской гимназии, художника-баталиста XIX в.;
  • Кастенчика Авенира - уроженца Гродно, окончившего Гродненскую мужскую гимназию, первого командира воздушного гиганта-бомбардировщика «Илья Муромец», героя первой мировой войны;
  • Санфировой Ольги - лётчицы эскадрильи, Героя Советского Союза, принимавшей непосредственное участие в освобождении Гродненщины в июле 1944 г. и имевшей педагогическое образование;
  • многих гродненских учителей - ветеранов Великой Отечественной войны.

Информация об отдельных уникальных экспонатах,

содержащихся в фондах музея

Фрагмент плинфы со знаками.

Городен. 

Замковая гора. ХІІ в.

Всемирная история.

Из Библиотеки А. Тызенгауза в Желудке.

Вторая половина XVIII в.

Молитвослов.

Издание, принадлежавшее крестьянину

Сильвестру Колыбуку из Лунинского уезда.

Российская империя. ХІХ в.

Билет Мустафы Богдановича,

ученика Новогрудского 3-хклассного

городского училища, уволенного

на каникулярное время. 1895 г.

Свидетельство

Пилько Анны Сергеевны

об окончании народного училища.

Гродненская губерния.

Гродненский уезд. 1912 г.

Свительство

Авдея Степана Ивановича

об окончании церковноприходской школы.

Гродненская губерния.

Сокольский уезд. 1913 г.

Карта Гродненской губернии. 1915 г.

Гимназия на дому

(Средне-учебное заведение заочно).

Учебник по самообразованию. Выпуск 17.

Петроград. 1916 г.

 

Gazetka szkolna scіenna

(Школьная настенная газетка).

Варшава. 1935 г.

 

Аттестат зрелости учащегося Белорусского филиала

Государственной гимназии

им. Ю. Словацкого в Вильне

(фрагмент с подписью Б. Кита).

Вильно. 1937 г.

 

Учащиеся Гродненской женской гимназии.

Фотомастер Рубинштейн.

Нач. ХХ в.

 

 

Грифельная доска.

Гродненская обл., Берестовицкий р-н.

Первая половина 1920-х гг.

Народный музей "История педагогики Гродненщины XII-XXI вв" ВИДЕО

Видеоролик о работе музея "История педагогики Гродненщины XII-XXI вв.: сохраняя прошлое, мы созидаем будущее"

Музей "Квартира воспоминаний"

 

Музей «Квартира воспоминаний»

Местоположение - ГУО "Лицей №1 имени академика Ю.М.Островского г. Гродно" (БЛК, 21-1)

Музейная комната открыта в 2019 году

Общая площадь музейного помещения составляет 67кв.м

Профиль музейной комнаты-исторический

Количество музейных предметов основного фонда составляет 107 единиц хранения

Интересные экспонаты музея "Квартира воспоминаний"

Игра настольная, аналог пинбола. Стержень с пружиной запускает шарик в игровое поле. Игрок, удерживая игру, считает количество баллов . На игровом поле изображены дети-спортсмены. 50-ые годы. Производство СССР

Игра "Лабиринт" . Производство СССР

 

Графин с пробкой, производство СССР, 2-ая половина XX в. Выполнен из стекла светло-зеленого цвета. Стекло узорчатое

 



Магнитофон "Беларусь" М-310 С. Стерео-кассетный на элементах питания. БССР

Игрушка десткая "Клоун". Вторая половина XX в. Производство ГДР. Клоун в черно-белом клетчатом костюме с помпонами. Лицо клоуна выполнено из пластмассы

Одеколон мужской IVE de Cologne R.A.S. в хрустальном флаконе. Аромат цитрусово-цветочный с оттенком древесных нот. Производство Сирия, 80-е гг. XX века

Игрушки детские из резины. Производство СССР. Вторая половина XX в.

Игрушки детсткие "Солдатики". Материал - пластмасса. Производство СССР. Вторая половина XX в.

Игрушка детская "Гусли Перепелочка". Гусли-цимбалы 15-струнные. Производство СССР. Вторая половина XX в

                         

Игрушка детсткая "Мишка" из искусственного меха. Производство СССР. Вторая половина XX в.

Игрушка детская "Зайка". Производство СССР. Вторая половина XX в.

 Игрушка детская "Гоночный спортивный автомобиль".  Внутрь вставлен механизм, иммитирующий звук работающего двигателя. Производство ГДР. Вторая половина XX в.

Игрушка детская "Лотто в картонной коробке с изображением тигрят на немецком языке". Производство ГДР.  Вторая половина XX в.

Игрушка детская "Швейная машинка детская".  Производство СССР

Наушники. Производство СССР. Вторая половина XX века

Статуэтка "Волгоград". Производство СССР. 70-е годы 

Выпуск газеты "Правда". 1989 год. СССР

Набор посуды "Рыбки". Набор состоит из графина и 6 рюмок. Графин и рюмки стилизованы под рыбок с открытыми ратами. Посуда украшена позолотой. Производство СССР. Вторая половина XX в.

Статуэтки из стекла.  Производство СССР. Вторая половина XX в.

Пластинка виниловая. В наличии свыше 10 экспонатов подобного типа. 

Пианино "Беларусь Б-9". Изготовитель: производственное объединение музыкальных инструментов г. Борисов, БССР, 70-80 гг. XX в.

Игрушка детсткая водная. "Волшебные кольца". Имеется пульт для запуска в воде колец. Производство БССР. 80-90 гг. XX в.

 

Игрушка детская настольная  "Пианино Жаворонок". Производство СССР

Игрушка детская "Гармошка". Производство СССР. Материал - пластмасса

Бланк Почетной грамоты. Производство СССР

Бланк Почетной грамоты. Производство СССР

 

 

 

Читаем историю по елочным украшениям

Музей спорта и экологического туризма

Музей спорта и экологического туризма

Местоположение - ГУО "Лицей № 1 имени академика Ю.М.Островского г. Гродно" (БЛК, 21)

Музей открыт в 2012 году

Музей занимает одно помещение и площадку под открытым небом. Общая площадь музейного помещения составляет 40+120кв.м

Профиль музея-исторический

Количество музейных предметов основного фонда составляет 168 единиц хранения

 

 

 

В нашем музее посетители могут познакомиться с историей развития спорта и туризма на Гродненщине, биографиями выдающихся спортсменов-олимпийцев, увидеть спортивное снаряжение, канувшее в Лету. Экологическая площадка под открытым небом позволит попробовать себя на полосе препятствий, привычной участникам турслетов. Площадка может использоваться педагогами для проведения уроков (по биологии, литературе, физкультуре и др.) 

 

 


Музей фотографии

Музей фотографии

 

Местоположение - ГУО "Лицей № 1 имени академика Ю.М.Островского г. Гродно" (БЛК, 21)

Музейная комната открыта в 2016 году

Общая площадь музейного помещения составляет 80кв.м

Профиль музея-исторический

Количество музейных предметов основного фонда составлеят 250 единиц хранения

 

Стенд "Работы гродненских фотографов начала 20 века"

Стенд "Работы участников Лицейского фотоклуба"

Стенд "Гродненские фотографы"

В нашем музее посетители могут познакомиться с историей появления и развития фотодела, увидеть работы выдающихся гродненских фотомастеров 19-20вв., узнать технологию создания фотографии в советских квартирах. Коллекция ретро фотоаппаратов, фотопленок и фотографического оборудования позволит посетителям ощутить ностальгию по доцифровой эре. В музее проходят фотовыставки как начинающих, так и известных фотографов. 

Топ фотоэкспонаты музея 

Фотоаппарат "Зенит-Е"

"Зенит-Е" – самый массовый советский малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат, выпускавшийся серийно в 1965-1982 гг на Красногорском механическом заводе, а с 1973 (по другим данным с 1975) по 1986 год на Оптико-механическом заводе в г. Вилейка Белорусского оптико-механического объединения (БелОМО).

Фотоаппарат "Зоркий"

"Зоркий" - первый фотоаппарат из одноимённого семейства советских малоформатных дальномерных фотоаппаратов, выпускавшихся с 1948 по 1956 год на Красногорском механическом заводе.

Фотоаппарат "ОлимпусOlympus Trip AF 50"

Выпускался в 1990 - 2000-е годы. Компактный 35 мм фотоаппарат с автоматической фотокамерой. Широкоформатный объектив 28 мм. Автоматическая фотовспышка. Автоматическая подача плёнки. Автоспуск.

Фотоаппарат "Polaroid 660 AF"

Фотоаппарат одноступенного фотопроцесса выпускавшиеся фирмой Polaroid (США) в и по лицензии фирмы Polaroid в СССР и в России на совместном предприятии "Светозор" (Москва) с 1989 по 1999 год.

Фотоаппарат "Фотокор-1"

Советский пластиночный складной фотоаппарат 1930-1941 годов. Выпускался на Ленинградском Государственном оптико-механическом заводе.

Фотоувеличитель УПА 509

Портативный фотоувеличитель с автоматической и ручной фокусировкой, предназначен для проекционной печати с негативов.


 

Музейная комната энерго- и ресурсосбережения

Музейная комната энерго- и ресурсосбережения

Местоположение - ГУО "Лицей №1 имени академика Ю.М.Островского г. Гродно" (БЛК, 21)

Музейная комната открыта в 2011 году

Общая площадь музейного помещения составляет 60кв.м

Профиль музейной комнаты-комплексный

Количество музейных предметов основного фонда составляет 127 единиц хранения

Музейная комната посвящена актуальной проблеме - ресурсо- и энергосбережению. Создатели музейной комнаты видят свою миссию в обучении лицеистов и экскурсантов простым правилам экономии в быту, привитии учащимся экологического мышления, формировании культуры использования энергии и природных ресурсов в повседневной жизни. 

  • В перспективе должна предстать учебно-воспитательным комплексом для проведения уроков физики, географии, истории и др., а также воспитательных и информационных часов
  • Даёт возможности для проведения на её базе научно-исследовательской деятельности, профориентационной работы, воспитания экологического сознания и привития экологической культуры у лицеистов

Музейная комната патриотического воспитания

Музейная комната военно-патриотического воспитания

Местоположение - ГУО "Лицей № 1 имени академика Ю.М.Островского г. Гродно" (БЛК, 21-1)

Музейная комната открыта в 2011 году

Общая площадь музейного помещения составляет 70кв.м

Профиль музейной комнаты-исторический

Количество музейных предметов основного фонда составлеят 187 единиц хранения

В музейной комнате патриотического воспитания лицея представлена информация о героическом прошлом нашей Родины от средневековой истории до выполнения интернационального долга в Афганисте воинами-родителями лицеистов. Благодаря сострудничеству с известными краеведами и коллекционерами города, а также поисковой работе педагогов и лицеистов, в экспозиции музейной комнаты собраны уникальные экспонаты: фрагмент пернача (символ шляхетской доблести конца 17-начала 18 вв.), артефакты, счвязанные с Северной, Первой мировой и Великой Отечественной войнами.

  • В перспективе должна представлять собой музейно-педагогический комплекс, состоящий из основной музейной экспозиции, классного кабинета, хранилища и зала истории МЧС, экспозиции военного обмундирования
  • Основная экспозиция будет минимально обновлена. Изменения коснутся наполнения витрин и стендов
  • В перспективе  - реконструкция зала МЧС