Положение о классном руководителе

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ

ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящее Положение разработано на основании Инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году» с учётом особенностей, специфики, условий, опыта, традиций и перспектив развития государственного учреждения образования «Лицей № 1 г. Гродно» и утверждено директором лицея  по согласованию с профсоюзной организацией, действующей в лицее.
  2. Положение о классном руководителе (далее – Положение) регулирует порядок организации, основные направления работы классного руководителя 10-11классов, их права и обязанности.
  3. Классный руководитель назначается приказом директора по лицею на основании предложения заместителя руководителя, отвечающего за организацию воспитательной (идеологической) работы в лицее, из числа штатных учителей на весь период обучения учащихся в лицее.
  4. В своей работе классный руководитель руководствуется законодательством Республики Беларусь, уставом лицея и настоящим Положением, а также иными законодательными  актами Республики Беларусь.
  5. Классный руководитель в своей работе взаимодействует с директором лицея, заместителями директора лицея, педагогическими работниками, медицинскими работниками, руководителями первичных общественных объединений, ученическим самоуправлением, другими заинтересованными и законными представителями обучающихся, а также с представителями государственных структур, подразделений, организаций, базовых предприятий и др.  с целью координации работы по формированию личности обучающихся своего класса.
  6. Классный руководитель планирует воспитательную работу с обучающимися с учетом специфики и особенностей класса на основе плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования на учебный год.Планирование включает в себя разработку плана идеологической и воспитательной работы класса на четверть (полугодие)по направлениям воспитания обучающихся (согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи).
  7. Основными требованиями к работе классного руководителя являются профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.
  8. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителемв классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами. Приоритетными направлениями в воспитании являются идеологическое, гражданское и патриотическое, духовно-нравственное, поликультурное, экономическое, эстетическое, экологическое, трудовое и профессиональное, семейное и гендерное, воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, психологической культуры, культуры здорового образа жизни, культуры быта и досуга.
  9. Основными требованиями к работе классного руководителя являются профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.
  10. Основными принципами работы классного руководителя являются личностно-ориентированный (индивидуальный) подход в воспитании, уважение личности обучающегося, приоритет прав и законных интересов обучающихся, педагогическая поддержка в социальном развитии, содействие саморазвитию и самореализации обучающихся, формированию их гражданской позиции, здорового образа жизни, развитие ученического самоуправления, доброжелательность в отношениях с обучающимися и их законными представителями, обеспечение гуманистического характера воспитания.
  11. Работа классного руководителя подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности обучающихся, коллектива класса.
  12. Организационно-воспитательная работа в лицее осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в том числе в шестой школьный день, в соответствии с планами идеологической и воспитательной работы (класса, лицея) и включает следующие виды работ: классное руководство, индивидуальная и групповая работа с учащимися, идеологическая, культурно-досуговая, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа, пропаганда и формирование здорового образа жизни, организация общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся, социально-педагогическая работа с учащимися и их родителями.

ГЛАВА 2ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

  1. Классный руководитель обязан:

13.1. изучать качество воспитания в классе; индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося с целью совершенствования воспитательного процесса, формирования коллектива и проведения индивидуальной работы с каждым обучающимся;

13.2. осуществлять организацию воспитательного процесса в классе на основе планирования воспитательной и идеологической работы, общественно полезного труда, отдыха и оздоровления обучающихся во внеучебное время и каникулярный период, с учетом требований государственной политики в сфере образования, индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;

13.3. способствовать формированию сплоченного классного коллектива, основанного на принципах уважения и доброжелательного отношения к каждому обучающемуся, толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий; адаптации учащихся в учреждении образования;

13.4. проводить каждый четвертый четверг месяца день информирования для обучающихся VIII-XI классов в рамках реализации информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» по тематике, которую определяет Министерство образования Республики Беларусь, а также информационные часы с целью формирования информационной культуры, своевременного ознакомления обучающихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, согласованной с заместителем руководителя учреждения образования, отвечающим за организацию идеологической и воспитательной работы, и утвержденной руководителем учреждения образования;

13.5. проводить классный час по запланированной тематике. По мере необходимости, но не реже одного раза в месяц рассматривать вопросы состояния дисциплины, результаты учебной деятельности обучающихся, их участия в культурной и общественной жизни класса;

          13.6. осуществлять контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий обучающимися,  способствовать созданию условий для успешной учебной деятельности обучающихся, в том числе и обучающихся на дому, укрепления дисциплины; постоянно информировать их законных представителей об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности законных представителей за результаты обучения и воспитания обучающихся;

13.7. изучать особенности семейного воспитания обучающихся; выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении, способствовать раннему выявлению неблагополучия; проводить работу по профилактике социального сиротства; поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении,  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

13.8. проводить работу по профилактике противоправного и зависимого поведения, образованию в области прав человека, правовой культуре обучающихся; принимать участие в реализации программ индивидуальной профилактической работы с обучающимися,  комплексной реабилитации несовершеннолетних;

13.9. выявлять совместно с психологом на ранней стадии деструктивные психологические аспекты личности обучающихся, активно использовать в практической деятельности психологические знания, направленные на разрешение конфликтных ситуаций, создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе;

13.10. способствовать созданию условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности; содействовать их вторичной занятости, экономическому воспитанию; осуществлять педагогическую поддержку профессионального самоопределения несовершеннолетних;

13.11. оказывать педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

13.12. развивать традиции учреждения образования, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов обучающихся;

13.13. содействовать творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся, их участию в работе объединений по интересам;

13.14. способствовать созданию в классе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся; соблюдать установленные требования по созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся;

13.15. проводить информационно-разъяснительную работу среди обучающихся и их законных представителей по безопасному и ответственному поведению в интернете и социальных сетях;

13.16. содействовать организации питания и медицинского обслуживания обучающихся в соответствии с установленными требованиями;

13.17. повышать квалификацию и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

  1. Классный руководитель имеет право:

14.1. выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в классе на основе требований государственной политики в сфере образования с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей обучающихся;

14.2. вести педагогические наблюдения за обучающимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в учреждении образования), изучать условия семейного воспитания;

14.3. вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, совета учреждения образования, педагогического совета и учебно-методического объединения классных руководителей предложения по совершенствованию образовательного процесса;

14.4. вносить предложения по поощрению обучающихся и их законных представителей, а также предложения по привлечению обучающихся к дисциплинарной ответственности за нарушение устава и правил внутреннего распорядка учреждения образования;

14.5. рекомендовать кандидатуры обучающихся в органы ученического самоуправления;

14.6. участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизнедеятельности обучающихся класса;

14.7. получать со стороны руководителя, его заместителей, структурных подразделений учреждения образования организационную, методическую помощь по вопросам воспитания; участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам идеологической, воспитательной работы и государственной молодежной политики;

14.8. участвовать в проведении конкурсов педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе.

 ГЛАВА 3.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

  1. Заместитель руководителя, отвечающий за организацию воспитательной (идеологической) работы в лицее, непосредственно координирует и направляет деятельность классных руководителей, оказывает им организационную и методическую помощь, а также осуществляет контроль за качественной организацией воспитательного процесса в классе.
  2. Классный руководитель планирует воспитательную работу с обучающимися с учетом специфики и особенностей класса на основе плана идеологической и воспитательной работы лицея на учебный год. Планирование включает в себя разработку планов идеологической и воспитательной работы класса на учебный год, четверть.
  3. Классный руководитель, исходя из задач деятельности класса, может разрабатывать комплексно-целевые программы, проекты, планы (ежемесячные, еженедельные) по различным направлениям воспитания обучающихся, другую планирующую документацию.
  4. Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы отражается учителем в классном журнале.
  5. Классный руководитель участвует в работе методического объединения классных руководителей лицея, которое создается на правах предметной (цикловой) комиссии с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении воспитательной работы, повышения квалификации, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей.

Идеи, формы и содержание классных часов

Идеи, формы и содержание классных часов

  • Классный час «Знакомство». Прежде всего, классный час начинается с процедуры знакомства. В знакомстве могут принимать участие не только лицеисты, но и их родители. При этом каждый ученик или каждая семья представляются в любой интересной форме и дарят всем участникам классного часа творческие подарки: стихотворения, сценки, стихи, фокусы, игры, танцы, интересные истории, анекдот, афоризмы, картины, книги, мороженое, домашние кулинарные рецепты и изделия. Целесообразно завершать классный час чаепитием.
  • Классный час-пресс-конференция «Встречи с родителями». В ходе классных часов родители знакомят учеников со своими профессиями. Если это возможно, производят набор желающих для посещения или прохождения практики на своих предприятиях, или создают кружки, студии, секции.

 

  • Классный час «Ответы на записки». У нас в гостях классный руководитель, учителя-предметники, представители администрации Попечительского и родительского совета. Проводится, как правило, для всех классов параллели, или отдельно средних или старших классов школы.

 

  • Классный час «Встреча с выпускниками лицея». Проводится в форме интервью, индивидуальных консультаций, творческого вечера. 

 

  • Классный час для параллели или для всех старших классов «Встреча с представителями правоохранительных органов, медиками, психологами». Встреча проходит в двух режимах: сначала пресс-конференция (ответ на записки и устные вопросы), затем персональное консультирование.

 

  • Классный час творчества. Каждая микрогруппа заранее готовит художественное выступление, выставку, газету и предъявляет все это классному коллективу.

 

  • Классный час «Я знаю - ты знаешь». Каждый желающий ученик находит в газетах, журналах, интернет-ресурсах наиболее интересные тематические новости, или любые сообщения представляющие интерес для дальнейшего обсуждения.

 

  • Классный час - игра «Откровение». Пусть каждый желающий расскажет о своем товарище из класса «только хорошие новости» - чем замечателен это человек, что он сделал, кому помог, каковы его интересы, его невероятные поступки, привычки, пристрастия. Необходимо только соблюсти одно условие. При рассказе нельзя называть имя и фамилию этого человека. Хорошо, если ребята догадаются о ком идёт речь. 
  • Классный час - вернисаж.

 

  • Классный час, посвященный толерантности. Толерантность, как уважительное отношение к другим взглядам, настроениям, принципам, моде, интересам, религии, национальности.

 

  • Классный час-диспут. Учащиеся и классный руководитель предлагают в режиме реального времени темы для обсуждения и спора, затем по каждой теме идет голосование. Тема, набравшая наибольшее количество голосов, выдвигается на обсуждение. Некоторые темы, которые мог бы предложить классный руководитель: - Наркотики - это проклятье или спасение. - Настоящей любви не бывает. - Лучше иметь все сейчас, чем в старости. - Коллектив - учреждение для слабых и бездарных, сильный всегда одинок. - Все, чему учат в лицее, следует забыть, если ты хочешь чего- то добиться в жизни. - - Все хорошие места давно заняты, как найти свою нишу? - Почему Они не могут нас понять? - Я-то лицей люблю, а разве лицей любит меня. 

 

  • Классный час проводится а форме решения проблемных ситуаций. Ситуации предлагают учащиеся, педагоги, родители, решения предлагает каждая группа, лучшее решение определяется голосованием.

 

  • Классный час. Час рефлексии. Классный руководитель раздает каждому участнику лист его личных успехов, достижений, участия, побед, движения, открытий. Проводится рефлексивный анализ проблем, путей их решения.

 

  • Классный час «Почтовый ящик». В ящик с прорезью учащиеся закладывают напечатанные или любым образом написанные вопросы так, что если автор записки пожелает, он может остаться инкогнито. Классный руководитель отвечает на те из них. на которые он может ответить, если же вопросы требуют специальной подготовки, и ответы на них очень важны для учеников, то возможно проведение на следующий день второго классного часа.

 

  • Классный час, посвященный профессиональной ориентации. Проводится профтестирование.

 

  • Классный час, посвящен теме: «Книги, которые мы выбираем. Желающие рассказывают, сколько и каких книг они прочитали, и что было наиболее интересно и полезно. В сентябре каждый ученик заводит книжку - формуляр, в которой записывается все, что прочитал, что разучил, чем занимался в системе дополнительного образования, чем был награжден, в чем принимал участие, - в мае проводится творческий отчет всех желающих. 

  • Час беседы один на один. Или час работы с активом. Час секретной подготовки к какому-нибудь событию, о котором не должны знать все. 

  • Классный час: «Вопросом на вопрос». Класс делится на 2-3 команды, 3 человека выбираются в жюри. Каждая команда задает другой команде вопрос по заранее объявленной теме, красота вопроса и оригинальность, точность, образность, юмористичность ответа жюри оценивает по 10-балльной шкале.

 

  • Театральный классный час. Приглашаются родители, знакомые и все желающие. Ученики показывают им сцены, инсценировки, моноспектакли, музыкальную декламацию, отрывки из спектакля, собственные сочинения.

 

  • Семейный классный час-викторина. Каждая семья приходит на этот классный час со своими вопросами, которые имеют отношение, как к предметам учебной программы, так и к любому проявлению общественной и культурной жизни. Игра проводится в присутствии приглашенных учителей-предметников. Вводится должность хранителя истины, который имеет право вето - право снять любой вопрос, если он сочтет, что этот вопрос слишком трудоемкий в ответе, сложный, ли не интересный. Жюри, состоящее из трех человек, ставит оценки каждой команде за каждый вопрос и за каждый интересный, оригинальный и правильный ответ. По итогам игры объявляется лучшая команда, лучший игрок. Учителя имеют право за самые интересные ответы по их предметам прямо на игре выставить соответствующие оценки.

 

  • Классный час выбора. В ходе классного часа ученики выбирают лучших по самым разным номинациям, которые сами и придумывают. Количество номинаций должно быть необходимым и достаточным, чтобы достоинства каждого ученика могли быть отмечены. Один может оказаться лучшим поваром, другой - добрым человеком, третий - готовым прийти на помощь, четвертый - отличником, пятый - отличным товарищем, шестой - веселым и находчивым, седьмой - элегантным, восьмой - трудолюбивым, девятый - успешным спортсменом, десятый - увлеченным человеком, а еще кто-то коллекционером, изобретателем, поэтом, мотоциклистом, артистом, глубоким читателем, да мало ли достоинств может быть у людей, главное, увидеть, заметить... Выбор проходит следующим образом. Сначала кто-то предлагает, затем идет обсуждение, если нужно, голосование, специальный ученик все разумное, доброе, интересное и красивое заводит в компьютер, затем каждому участнику, под аплодисменты родителей выдается диплом с обозначением достоинств и компьютерная распечатка.

Предложите свою оригинальную идею для проведения классного часа ... ;)

Советы начинающему классному руководителю

Советы начинающему классному руководителю

Начинающему классному руководителю предлагаем несколько ценных советов (по материалам книги В.М. Лизинского "Практическое воспитание в школе", Москва, Центр "Педагогический поиск", 2002)

Совет 1. Начните свою работу с изучения личных дел учащихся, журнала предыдущего года.

Совет 2. Проведите интервьюирование педагогов, технических работников, представителей администрации, которые работали или сталкивались с Вашим новым классом в предыдущий год и составьте первичные индивидуальные карты учащихся.

Совет 3. Проведите беседу с медицинским работником, педагогом-психологом, педагогом социальным. 

Совет 4. Выполните мониторинг познавательных интересов, потребностей и особенностей учащихся. Для этого используйте возможности анкетирования, тестирования, собеседования с учащимися и их законными представителями, установочных игр. текущего собеседования с педагогами, работающими в этом классе.

Совет 5. Составьте карту возможных и уже реализуемых интересов учащихся.

Совет 6. Посетите семьи ваших воспитанников с целью изучения социально-бытовых условий проживания лицеистов дома.

Совет 7. Организуйте ученическое самоуправление в классном коллективе, распределите обязанности, дежурство, ответственных за различные аспекты жизнедеятельности коллектива и др.

Совет 8. Обеспечьте результативное участие ваших воспитанников во всех общелицейских мероприятиях.   

Совет 9. В конце каждой учебной четверти проводите рефлексию учебных достижений и проблем лицеистов.

Совет 10.  Будьте позитивны и верьте в возможности каждого ученика!

Список дел для классного руководителя

Список дел для классного руководителя

1. Диагностирование учащихся: опросы, анкетирования, собеседования. наблюдение, контроль дневников и классного журнала, определение уровней воспитанности.

2. Планирование воспитательной работы.

3. Анализ воспитательной деятельности в классе.

4. Ведение дневника наблюдений.

5. Посещение учащихся на дому.

6. Вовлечение учащихся в общественную деятельность.

7. Проведение классных часов, подготовка к конкурсам, соревнованиям, олимпиадам.

9. Проведение вечеров, дискотек, репетиций к концертам.

10. Проведение родительских собраний и индивидуальная работа с родителями.

11. Посещение районных мероприятий.

12. Заседания МО классных руководителей.

13. Профессиональная учёба.

14. Подготовка отчётной документации.

15. Участие в заседании педагогических советов лицея.

16. Проведение экскурсий.

17. Подготовка и проведение турслёта. 

18. Организация работы по дежурству и уборке территории.

19. Взаимодействие с учителями, преподающими в классном коллективе.

20. Организация досуга учащихся через систему дополнительного образования.

21. Учёт успеваемости, анализ, организация помощи и поддержки отстающих учащихся.

22. Персональная работа с одарёнными и способными учащимися, а также учащимися, имеющими проблемы в учебной деятельности. 

23. Посещение уроков в конфликтных ситуациях и взаимодействие с начинающими учителями.

24. Проведение работы по профориентации учащихся.

25. Организация творческой внеклассной деятельности учащихся.

26. Размещение информации из жизни классного коллектива на официальном сайте лицея.

27. Организация деятельности ученического самоуправления.

28. Анализ и разрешение конфликтных ситуаций.

29. Сбор информации для ежемесячного поощрения учащихся.

30. Составление плана на каникулы и проведение каникулярных мероприятий.

31. Изучение читательских, музыкальных, художественных интересов учащихся.

32. Проведение внутриклассных спортивных соревнований.

33. Подготовка к лицейским традиционным праздникам.

34. Подготовка итогового отчёта классного руководителя за учебный год.

35. Изучение теоретико-педагогической и методической литературы по классному руководству.

36. Подготовка выступлений на педагогических советах лицея по проблемам воспитания.

37. Работа с активом класса.

38. Подготовка аналитических материалов для администрации лицея.

39. Контроль за дисциплиной учащихся (явка в лицей, посещение занятий, прогулы, опоздания, внешний вид).

40. Организация медицинского отслеживания за состоянием здоровья учащихся (зрение, нервная система, осанка и т.д.).

41. Анализ учебной нагрузки, дозирование домашних заданий, контрольных работ.

42. Взаимодействие со специалистами СППС лицея при работе с группой риска.

43. Организация и проведение родительских собраний. 

43. Организация изучения истории малой родины - истории своей семьи, людей живущих рядом.

44. Организация поддержки и помощи ветеранам, инвалидам, больным детям.

45. Проведение тематических дней игровых дней в лицее и другие.

По материалам книги В.М. Лизинского "Практическое воспитание в школе. Москва, 2002"