Сайты о профессиях
Министерство образования Республики Беларусь
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
Национальный институт образования
Академия последипломного образования
Справочник профессий в Республике Беларусь
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Как вести себя во время экзаменационного тестирования
- Перед экзаменом обязательно выспись;
- все вещи, которые понадобятся на экзамене: одежду, письменные принадлежности, талисман, приготовь заранее. С собой обязательно должны быть: минимум 2 ручки, карандаш, точилка, стиральная резинка, носовой платок;
- одежда должна быть удобной, спокойных тонов;
- за день до тестирования постарайся ничего не учить. Если чего-то не доучил, лучше не пытайся. Дай отдохнуть организму;
- смело входи в класс с мыслью, что всё получится;
- сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты лучше всех, умнее, собраннее и у тебя всё получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми руки в кулаки;
- выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения: сядь удобно, сделай глубокий вдох через нос (4-6 сек.), задержка дыхания (2-3 сек.), медленный плавный выдох;
- слушай преподавателя внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов о заполнении документов тестирования. Тебе всё объяснят: как заполнять бланк, какими буквами писать, как его кодировать и т.д.;
- постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время, выполнение теста и заполнение бланка. Торопись не спеша. Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам;
- просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм;
- когда приступишь к новому заданию, забудь, всё, что было в предыдущем, - как правило, задания в тестах между собой не связаны.
- действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят;
- если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься интуиции!
- оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки;
- стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Все тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.
Советы родителям выпускников
Уважаемые родители!
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?
Поддерживать ребенка – значит верить в него, показывать свое удовлетворение от его достижений или усилий, научить его справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать». Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.
Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
- Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерителем его возможностей.
- Через каждые 40-50 мин. ребенку необходимо делать перерыв в занятиях.
- Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам, - некоторым людям отсутствие привычного шума или зрительного фона скорее мешает, чем помогает.
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент способны справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу своих возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
- Старайтесь повысить уверенность ребенка в себе, так как чем больше он боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.
- Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал во время подготовки к экзамену. Для повышения интеллектуальной активности желательно организовать рабочее место таким образом, чтобы в поле зрения попадали желтый и фиолетовый цвета (фрагментарно).
- Обратите особое внимание на питание ребенка: в период интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансирован ими комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, стимулируют работу головного мозга. В рационе обязательно должны присутствовать: белки (мясо и особенно рыба, а также молочные продукты); витамины (свежие овощи и фрукты, зелень, соки).
- Помогите ребенку распределить учебный материал (темы подготовки) по дням.
- Познакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить его смысл и логику. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если ребенок не владеет этими приемами, покажите ему, как это делается, не конкретном примере. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т. д.
- Полезно готовиться к экзамену вдвоем с товарищем, пересказывая друг другу пройденный материал.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен хорошо выспаться и восстановить силы.
- Если ребенок привык заниматься поздно вечером и ночью и это не наносит особого ущерба его здоровью, ломать стереотип не стоит — перестройка может потребовать больших усилий. Но все же ночью полезнее для здоровья спать. Сон должен быть не менее 8 часов.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
В помощь молодому специалисту
В соответствии со статьей 48 Кодекса Республики Беларусь об образовании выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, предоставляются гарантии и компенсации, в частности:
- трудоустройство в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией;
- отдых продолжительностью тридцать один календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, - сорок пять календарных дней. По инициативе выпускника продолжительность отдыха может быть сокращена;
- компенсации в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде;
- денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определяются Правительством Республики Беларусь.
В соответствии с данной статьей предоставляются гарантии и компенсации также выпускникам, направленным на работу, в том числе выпускникам, направленным на работу, которые получили высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан.
Отдых
Отдых используется выпускником до трудоустройства в организацию по распределению (направлению).
В случае, если выпускник уже состоит в трудовых отношениях, использование им отдыха возможно только путем предоставления ему трудового или социального отпуска. Например, по согласованию с нанимателем может быть оформлен социальный отпуск по семейно-бытовым или иным уважительным причинам на основании статьи 190 Трудового кодекса.
Денежная помощь
В соответствии с пунктом 25 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821, выплачивается денежная помощь:
молодым специалистам, а также выпускникам, получившим высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, которые направлены на работу, - в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии);
молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование, - из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада.
Выплата денежной помощи осуществляется нанимателем в месячный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с выпускником в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.
Направленным для работы в качестве педагогических работников выпускникам учреждением образования выплачивается денежная помощь за 45 календарных дней за счет средств республиканского или местных бюджетов из расчета месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии), не позднее выдачи свидетельства о направлении на работу.
В случае, если молодые специалисты и выпускники не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре (полугодии), им выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска.
Справка о размере стипендии выдается учреждением образования при выдаче документа об образовании.
Ошибки при выборе профессии
Ошибки при выборе профессии
Выбор профессии «за компанию»
Если профессия нравится твоему другу – из этого еще не следует, что она понравится и тебе.
Выбор профессии по внешнему представлению о ней
Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.
Перенос отношения к человеку на саму профессию
Внешние обстоятельства еще не предопределяют поведение – человека сам решает, какие вводы из них сделать. «Хороший человек» - это не профессия, если тебе симпатичен кто-то, это еще не значит, что нужно выбирать ту же профессию, какой обладает он.
Отождествление учебного предмета с профессией
Помни, что школьный предмет – это еще не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа
Выбор профессии исключительно по признаку престижности
Выбирать профессию, руководствуясь модой не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнешь работать, мода, скорее всего уже изменится
Выбор вопреки
Выбор профессии – дело, существенно влияющее на твою судьбу. И не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь или чему-нибудь.
Недостаточный учет своих способностей
Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из виду.
Ориентация на мнение случайных людей
Вряд ли стоит прислушиваться к советам по поводу выбора профессии, исходящим от тех, кто толком не знает ни тебя, ни рекомендуемой профессии.
Игнорирование медицинских противопоказаний
Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие тебя профессии совместимы с состоянием твоего здоровья.
Только высокая активность и подлинная заинтересованность своей судьбой
обеспечат правильный выбор.