Дорогие родители! Лицей предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка. Ваш ребенок для вас — это ваше будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.
ПОЛОЖЕНИЕ
о Родительском университете
государственного учреждения образования
«Лицей № 1 имени академика Ю.М.Островского г. Гродно»
Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми документами Министерства образования Республики Беларусь по организации взаимодействия учреждений общего среднего образования с семьёй.
- Общие положения
1.1. Родительский университет является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.
1.2. Родительский университет создаётся и функционирует при государственном учреждении образования «Лицей № 1 имени академика Ю.М.Островского г. Гродно».
1.3. Работа Родительского университета строится в соответствии с данным Положением.
1.4. В работе Родительского университета на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.
- Цель и задачи Родительского университета
2.1. Целью Родительского университета является повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей с лицеем, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребёнка.
2.2. Для достижения реализации цели предполагается решение следующих задач:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнёрства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
- Организационная структура Родительского университета
3.1. Родительский университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:
для родителей учащихся X-XI классов – «Мой ребёнок – старшеклассник».
3.2.Содержание работы Родительского университета формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.
3.3. В рамках Родительского университета могут использоваться следующие формы работы:
- прямые: лекции, беседы, круглые столы, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия, деловые игры, ролевые игры, родительские конференции, индивидуальные беседы и консультации;
- дистанционные: вебинары, on-line-консультации, on-line-опросы по различной тематике, создание буклетов, листовок и др.
- Организация работы Родительского университета
4.1. Родительский университет строит свою работу на принципах демократии, гласности, уважения и учёта мнений и интересов родителей.
4.2. За обеспечение функционирования Родительского университета отвечают классные руководители, педагог социальный, педагог-психолог.
4.3. Заседания Родительского университета оформляются протокольно классным руководителем.
4.4. Материалы заседаний: памятки, буклеты, флаеры, фотоотчёты размещаются на официальном сайте лицея в рубрике «Родительский университет».
- Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
5.1. формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
5.2. повышение интереса родителей к самообразованию;
5.3. удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
5.4. повышение уровня педагогической культуры родителей;
5.5. активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
5.6. развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
5.7. охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
ПЛАН РАБОТЫ
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
в государственном учреждении образования «Лицей № 1 имени академика Ю.М.Островского г. Гродно»
III ступень – «Мой ребёнок – старшеклассник»
для родителей учащихся X - XI классов
№ |
Название раздела, темы занятия, перечень |
Сроки проведения изучаемых вопросов |
Форма проведения |
Ответственные |
|
1 |
Х классы |
||||
1.1 |
Тема 1. Здоровье – это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодёжи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня |
I четверть (в соответствии с графиком родительских собраний) |
Лекция/ беседа (рекомендации на сайте) |
Шейкина А.В., классные руководители |
|
1.2 |
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребёнка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюблённых. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
II четверть (в соответствии с графиком родительских собраний) |
Лекция (рекомендации на сайте) |
Шейкина А.В., классные руководители |
|
1.3 |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодёжи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП (заболеваний, передающихся половым путём). Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодёжи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья |
III четверть (в соответствии с графиком родительских собраний) |
Круглый стол, размещение информации на сайте |
Шейкина А.В., классные руководители |
|
1.4 |
Тема 4. Как помочь старшекласснику сделать свой профессиональный выбор? Влияние различных факторов на профессиональный выбор. |
IV четверть (в соответствии с графиком родительских собраний) |
Психологический тренинг (рекомендации на сайте) |
Шейкина А.В., классные руководители |
|
2 |
XI классы |
||||
2.1 |
Тема 1. Как уберечь ребёнка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
I четверть (в соответствии с графиком родительских собраний) |
Лекция (рекомендации на сайте) |
Романчук Е.С., классные руководители |
|
2.2 |
Тема 2. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии |
II четверть (в соответствии с графиком родительских собраний) |
Круглый стол, размещение информации на сайте |
Романчук Е.С., классные руководители |
|
2.3 |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
III четверть (в соответствии с графиком родительских собраний) |
Круглый стол (рекомендации на сайте) |
Романчук Е.С., классные руководители |
|
2.4 |
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приёмы концентрации внимания и приёмы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
IV четверть (в соответствии с графиком родительских собраний) |
Психологический тренинг (рекомендации на сайте) |
Романчук Е.С., классные руководители |
|
Примерная тематика консультаций
для родителей учащихся X – XI классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
X |
Психофизиологические особенности десятиклассников. Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников. Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников. Кем быть и каким быть? Организация досуга старшеклассников. Особенности здоровья и физического развития старшеклассника. Режим учебного и физического труда, личная гигиена |
классные руководители, педагог социальный Шейкина А.В., педагог-психолог Романчук Е.С. |
XI |
Трудности личностного роста и их влияние на обучение. Научная организация учебного труда старшеклассников. Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников. Закон и ответственность несовершеннолетних. Формирование здорового образа жизни. Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе. Самореализация личности |
классные руководители, педагог социальный Шейкина А.В., педагог-психолог Романчук Е.С. |
Мы — Лицей, учителя — тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих правил:
- Семья — это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом — пренебрежением к родителям, к семье, к людям.
- Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку.
- Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
- Воспитание ребенка в семье — это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка — это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова — вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.
- Развитие ребенка — это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.
- Основа поведения ребенка — это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край.
- Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдние режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.
- Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.
- Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль — это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения.
- Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
- Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.
- Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в школе ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7 лет, когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков, и юношеский кризис поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.
- Семья — это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.
Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!
- ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ СЕМЬЯМ ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ
- БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА - РОДИТЕЛЯМ
- ПОДРОСТОК И ИНТЕРНЕТ